В китайской мифологии Гунь и Юй относились к культурным героям, оказавшим свое влияние на природные катастрофы. Образ Гунь перекликается с образом Прометея, похитившего у богов огонь для людей. Гунь превращает в камень украденную небесную землю. Прометей был наказан на Кавказе, будучи привязанным к горе, и крылья орла, клюющего его печень, наводили на него ужас. Гунь казнен на горе Крыло. Совпадение, разумеется, случайно, но указывает на сходство общественной идеологии богоборчества.
Изначально Гунь и Юнь были связаны с потом, но не имели связи между собой, являясь персонажами народа разных частей Китая. Со временем двух героев объединили, сделав их отцом и сыном и наделив разными функциями.
Когда-то на землю обрушился невиданный потоп, залив все пространство земли, кроме Пяти гор. Видя бедствие народа, Гунь поднялся к повелителю неба и попросил у него разрешения построить плотину. Повелитель знал, что нижняя земля непригодна для такого строительства, только небесная земля, соединившись с водой, обращается в камень. Но он ничего не сказал герою, и тот отправился стоить плотину. Но сколько он не старался, его усилия были напрасны, вода подмывала мягкую землю.
И снова поднялся Гунь на небо, но на этот раз он ничего не стал говорить Повелителю, а тайком нарыл мешок небесной земли и построил плотину.
Когда повелитель проснулся и взглянул на землю, он не поверил своим глазам. Вода, сдерживаемая плотиной, отступила, а на еще влажной земле люди сажали семена злаков. Разгневанный Повелитель отправил Гуня на смерть на Северную гору, где его засыпало снегом.
Но из тела погибшего Гуня встал Юй, такой же храбрый и мужественный, как и отец. Он обошел всю землю, решив закончить дело, начатое отцом. Он рубил деревья, строил запруды, рыл канавы, отводил воду и прорывал новые русла для рек. У Юня были два верных помощника – дракон и черепаха. Дракон всегда шел впереди, намечая направление русла, а черепаха сзади, неся на себе волшебную глину.